Имам Газали. Входы шайтана и ее охрана. Часть -1.
Имам Газали. Входы шайтана  и ее охрана. Часть -1.

Знай, что сердце похоже на крепость, а шайтан - враг, который хочет завладеть ею. Уберечь крепость можно лишь охраной ее входов и брешей, и не может охранять ее врата никто, кроме того, кто знает их. И охрана сердца от наущений шайтана - обязанность каждого, и то, чем достигается обязательное, тоже является обязательным, и невозможно оградиться от шайтана ничем, кроме знания его входов, и это знание тоже обязательно. Его входы и двери - качества раба, и их много. Из них: гнев и желание, ибо гнев - оковы разума, и если разум слабеет, то нападает армия шайтана, и когда человек гневается, шайтан играет им, как ребенок играет с мячиком. Рассказывают, что один из аулийа сказал иблису: «Покажи мне, как ты одолеваешь человека». И он ответил: «Я беру его во время гнева и желания». И из них: зависть и алчность. Алчность ослепляет раба и лишает его дара речи, и тогда шайтан находит возможность и дает алчущему то, чем достигается желаемое им, даже если это порицаемо и непристойно.

Когда Нух поднялся на свой ковчег, из всякой твари взяв по паре, как приказал ему Всевышний Аллах, то увидел в ковчеге незнакомого старика, и спросил: «Как ты вошел?» И тот ответил: «Я пришел, чтобы поразить сердца тех, кто с тобой, тогда их сердца будут со мной, а тела - с тобой». И сказал Нух: «Уходи, о враг Аллаха, ибо ты  проклят!» И сказал ему иблис: «[Есть] пять [вещей], при помощи которых я гублю людей, из них я расскажу тебе о трех и не скажу ничего о двух». И внушил Аллах Нуху: «Тебе нет нужды в этих трех, пусть он расскажет тебе о тех двух». И спросил Нух: «О каких двух ты говоришь?» И он ответил: «Это те две, что никогда не врут и не нарушают обещанного, ими двумя и гублю людей: это алчность и зависть. Из-за зависти я был проклят и стал побиваем камнями. А что касается алчности, то Адаму был доступен весь Рай, кроме одного дерева, и я достиг желаемого при помощи алчности».

Из входов шайтана - пресыщение пищей: даже если она разрешена, то пресыщение усиливает желания, а они - орудие шайтана.

Рассказывают, что иблис предстал перед Иахйа и тот увидел, что он весь увешан крючьями, и спросил: «О иблис! Что это за крючья?» Он ответил: «Это желания, которыми я ловлю человека». Иахйа спросил: «Есть ли из них что-то для меня?» Иблис ответил: «Возможно, ты пресытился, и мы утяжелили для тебя молитву и зикр». Йахйа спросил: «Есть ли что-нибудь другое?» Тот ответил: «Нет». Йахйа сказал: «Обязуюсь перед Аллахом, что никогда впредь не наполню свой живот!» И сказал ему иблис: «Обязуюсь перед Аллахом, что никогда не буду поучать мусульманина».

И из входов шайтана - любовь ко всякому убранству жилища и украшательству. Если шайтан увидит, что это стремление одерживает верх в сердце человека, откладывает в нем яйца и высиживает птенцов. Он непрестанно побуждает к обустройству дома, украшению его крыши и стен, расширению строений, и призывает к украшению себя одеждами и увеличению количества верховых животных, и принуждает к этому всю жизнь, и если удастся ему склонить человека к тому единожды, то большего и не нужно, так как одно потянет за собой другое и уже не сойдет человек с пути желаний до самой смерти.

И из входов шайтана - гнев. Сафуан ибн Сулайм поведал, что иблис предстал перед Абдуллахом ибн Ханзала и сказал ему: «О Ибн Ханзала! Я научу тебя одной вещи!» Но тот ответил: «Я в этом не нуждаюсь!» Иблис сказал: «Решай сам: если это благо, то возьми, а если зло, то откажись. О Ибн Ханзала! Не проси ни у кого, кроме Аллаха. И следи за собой во гневе, ибо я овладеваю тобой, когда ты гневаешься».

ШаһзадаШаһзада
2 жыл бұрын 642
0 пікір