Четыре способа для того, чтобы узнать свои недостатки. Часть-1
Четыре способа для того, чтобы узнать свои недостатки. Часть-1

     Знай, что если Аллах желает блага для раба, то дает тому способность видеть свои недостатки. От проницательного не скроется ни один его недостаток, а зная их, он может от них и избавляться. Но большинство людей не видят своих недостатков, они «видят пылинку в глазу своего брата, но не видят бревна в своем собственном». Есть четыре способа для того, чтобы узнать свои недостатки.

    Первый способ: человек может предстать перед сведущим шейхом, который знает недостатки души и знаком с самыми скрытыми ее бедами, и попросить его помочь разобраться, а потом следовать всем его указаниям. Так поступает последователь (мюрид) со своим шейхом и ученик со своим учителем; учитель и шейх видят недостатки этого человека и знают, как от них избавляться. Но таких людей очень мало в наше время.

     Второй способ: нужно найти искреннего и правдивого друга, проницательного и набожного, которого этот человек должен попросить следить за собой и своими действиями и говорить, если что- то в поведении его не нравится этому другу или если он увидит какие-то внутренние или внешние недостатки. Так поступали разумные и великие духовные руководители.

 

     Умар рг говорил: «Да смилостивится Аллах над указавшим мне на мои недостатки!» Он спрашивал Сальмана рг о своих недостатках, и когда тот пришел к нему, он спросил: «Что нехорошее ты слышал обо мне?» Тот не захотел отвечать, но Умар был настойчив, и Сальман рг сказал: „Я слышал, что у тебя на столе стоят два блюда и что у тебя есть два платья - одно ты носишь днем, а другое - ночью». Он спросил: «Ты слышал что-нибудь другое?» Тот ответил: «Нет». И Умар сказал: «Что касается этих двух, то с ними я покончил».

     Еще он спрашивал Хузайфу рг: «Видишь ли ты на мне что-то из следов лицемерия?» Это несмотря на то, что он занимал такое высокое положение и был великим человеком. Так он искал в себе недостатки.

     И чем разумнее человек и чем более высокое положение он занимает, тем меньше в нем самодовольства и тем дотошнее он ищет в себе недостатки. Но сейчас и это редкость, и редко встретишь друга, который, не лицемеря, укажет тебе на твои недостатки, или, оставив зависть, не перейдет границ необходимого, ибо среди твоих друзей обязательно найдется завистливый, корыстный или льстец, который будет скрывать от тебя некоторые твои недостатки.

     Поэтому Дауд ат-Таи'"' отдалился от людей, и когда его спросили: «Почему ты не общаешься с людьми?» он ответил: «А что мне делать с теми, кто не указывает мне на мои недостатки?»

     И набожные люди искренне хотели видеть свои недостатки, слыша о них от других. А в наше время те, кто поучает нас и указывает нам на наши недостатки, стали самыми неприятными для нас людьми. Возможно, это указывает на слабость веры, потому что недостатки и пороки - это жалящие змеи и скорпионы. И если кто-то скажет нам, что под платьем у нас скорпион, то мы будем считать себя обязанными ему и обрадуемся [его заботе], а потом поймаем скорпиона, отнесем его подальше и убьем. Но ведь скорпион наносит вред телу и боль от его укуса длится день или меньше того, а последствия недостатков и пороков сказываются на сердце человека, и боюсь, что боль от них после смерти будет длиться вечно или в течение тысяч лет.

И мы не радуемся, если кто-то указывает нам на недостатки, и не   пытаемся от них избавиться, но говорим в ответ поучающему нас: «Сам ты тоже делаешь то-то и то-то», и неприязнь к нему мешает нам получить пользу от его поучения. Скорее всего, это происходит от черствости сердца, причина которой - большое количество грехов. А корень всего этого - слабость веры. И мы просим Аллаха, Всемогущий Он и Великий, чтобы Он наставил нас на путь истинный, указал нам на наши недостатки, помог нам избавиться от них и дал нам возможность благодарить того, кто помог нам увидеть наши ошибки.

ШаһзадаШаһзада
2 года назад 805
0 комментариев